Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования


Мазок из зева и носа | Сестра

Одним из важных навыков медицинской сестры является умение взять мазок из зева и носа для бактериологических исследований.

Цель взятия мазков из зева и носа: выявление возбудителя заболевания, бактерионосительства, а также для определения чувствительности к антибиотикам.

Противопоказаний к процедуре нет.

Оснащение для проведения манипуляции:

Готовый к исследованию материал отправляем в лабораторию с курьером. Возможно хранение пробирок с биоматериалом в холодильнике не дольше 2-х часов. Мазок из зева и носа — процедура не слишком сложная, однако требует максимальной ответственности.

Еще интересное по теме:

www.medcectre.ru

Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования

Цель: диагностическая.

Показания:

1. По назначению врача.

2 . При подозрении на инфекционное заболевание (ангина, дифтерия).

3. При обследовании декретированных групп.

Противопоказания: нет.

Подготовить:

1.Две стерильные пробирки с тампоном и метками «3» и «Н».

2.Стерильный шпатель.

3.Стерильные перчатки, маску.

4. Направление в лабораторию.

5. Лампу.

6. Штатив для пробирок.

7. Ёмкости с дезинфицирующим раствором.

8.Направление.

Подготовка пациента:

1.Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход исследования, получить согласие на проведение манипуляции.

2.Усадить пациента лицом к источнику света.

3. Попросить пациента сдвинуть обе ноги в сторону.

Техника выполнения:

I. Взятие мазка из зева.

1.Провести гигиеническую обработку рук.

Надеть маску и стерильные перчатки.

3.Сесть напротив пациента, достаточно близко, ноги сдвинуть тоже в сторону.

4.Попросить пациента запрокинуть голову и повернуть её в сторону медсестры, широко открыть рот.

5.Взять в левую руку шпатель и пробирку с тампоном и меткой «З», надавить шпателем на язык, но не касаясь корня, а правой рукой извлечь из пробирки стерильный тампон (держась только за пробку) и ввести его в глотку.

6.Осторожно провести тампоном сначала по правой дужке, правой миндалине, далее - по левой миндалине и левой дужке (снимая налёт), не касаясь слизистой оболочки рта и языка.

7.Извлечь тампон из полости рта и осторожно опустить его в стерильную пробирку, не касаясь наружной поверхности пробирки.

  1. 8.Поставить пробирку с тампоном в штатив.

II. Взятие мазка из носа.

1.Взять пробирку с тампоном и меткой «Н» в левую руку и предложить пациенту слегка запрокинуть голову, правой рукой извлечь из пробирки тампон.

2. 1 пальцем левой руки слегка приподнять кончик носа пациента, правой - осторожно, стараясь не касаться наружной поверхности носа, легким вращательным движением ввести тампон в нижний носовой ход с одной, а затем с другой стороны.

3.Извлечь тампон из полости носа и осторожно опустить в пробирку, не касаясь наружной поверхности пробирки

4.Поставить пробирку в штатив.

Последующий уход:

1.Отпустить пациента, обработать рабочее место дезинфицирующим раствором.

2.Провести дезинфекцию шпателя.

3.Снять перчатки и замочить в дезинфицирующем растворе.

4. Провести гигиеническую обработку рук.

5.Оформить направление, в бактериологическую лабораторию.

6.Прикрепить к наружным стенкам маркированных пробирок соответствующие направления.

7.Штатив с пробирками поместить в герметичную ёмкость, отправить в бактериологическую лабораторию.

Возможные осложнения: повреждения слизистой оболочки.

Примечания:

1.Мазок из зева и носа производится натощак.

2.Материал отправляется в лабораторию не позже двух часов с момента взятия мазка.

- спросить пациента о его самочувствии

успокоить пациента, если он испытывает страх перед манипуляцией

-пояснить, что так лучше видно зев пациента и возможные патологические изменения в зеве

-пояснить, что данное положение будет способствовать правильному взятию мазка

-пояснить, что прикосновение к корню языка может вызывать рвотную реакцию у пациента

-попросить пациента сообщить медсестре о неприятных ощущениях (позыв к рвоте, чувство царапания)

-пояснить, что данное положение будет способствовать правильному взятию мазка

studfiles.net

Тема № 3: взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования.

Цель занятия: формирование и развитие у студентов компетенций, направленных на решение клинических задач, связанных с забором мазков из зева и носа.

Задачи занятия:

  1. Научить студентов теоретическим основам забора мазков из зева и носа.

  2. Сформировать у студентов навыки забора мазков из зева и носа.

Студенты должны знать:

  1. Основные определения по теме занятия.

  2. Цель, показания и противопоказания к проведению забора мазка из зева и носа.

Студенты должны уметь:

  1. Взять мазов из зева и носа для бактериологического исследования.

Краткое изложение учебного материала.

Цель взятия мазков из носа и зева – установление характера бактериальной флоры и чувствительности к противобактериальным препаратам при ринитах, ангинах и фарингитах.

Показания: ангины, фарингиты, риниты неуточненной этиологии, отсутствие реакции на лечение.

Противопоказания: невозможность открыть рот (неприязнь, страх, психическое заболевание), ожог лица.

Взятие мазка из зева и носа. Необходимое оснащение: 1. Стерильная пробирка с сухим ватным тампоном. 2. Стерильная пробирка с влажным тампоном. 3. Стерильный шпатель. 4. Перчатки резиновые. 5. Маска. 6. Направление в бактериологическую лабораторию. 7. Штатив для пробирок. 8. Дезинфицирующие растворы. 9. Емкости для дезинфекции.

Техника взятия мазка из зева: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента перед источником света. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите в левую руку пробирку с влажным тампоном и шпатель. 7. Попросите пациента открыть рот. 8. Надавите левой рукой со шпателем на язык, а правой рукой извлеките из пробирки стерильный тампон. 9. Проведите этим тампоном по дужкам и небным миндалинам, не касаясь слизистой языка и полости рта. 10. Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 11. Снимите маску и перчатки. 12. Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима. 13. Вымойте руки. 14. Заполните направление, отправьте пробирку в лабораторию. Оценка достигнутых результатов: Материал на бактериологическое исследование взят и отправлен в лабораторию. Примечание. 1. Рекомендуется сначала обтереть правую миндалину, затем перейти к небной дужке, левой миндалине и в конце - к задней стенке глотки, используя один тампон. 2. При ясно локализованных изменениях материал берется двумя тампонами: из очага и из всех других секторов.

Техника взятия мазка из носа: 1. Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения. 2. Вымойте руки. 3. Наденьте маску и перчатки. 4. Усадите пациента. 5. Попросите пациента слегка запрокинуть голову. 6. Возьмите пробирку с сухим ватным тампоном в левую руку, а правой рукой извлеките тампон из пробирки (ваши пальцы должны касаться только пробирки, в которую вмонтирован тампон). 7. Введите тампон вглубь левой, затем правой полости носа. 8. Извлеките и введите тампон в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности. 9. Снимите перчатки и маску. 10. Обработайте перчатки и маску в соответствии с требованиями санэпидрежима. 11. Вымойте руки. 12. Заполните направление. 13. Доставьте пробирку в лабораторию или поставьте в холодильник (пробирку можно хранить в холодильнике не более 2-3 часов).

Критерии оценки освоения практических навыков и умений (в рамках текущего контроля):

«отлично» – если студент обладает системными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно без ошибок демонстрирует выполнение практических навыков;

«хорошо» – если студент обладает полными теоретическими знаниями (знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и самостоятельно демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом отдельные неточности или несущественные ошибки, которые может самостоятельно обнаружить и быстро исправить;

«удовлетворительно» – если студент обладает достаточными теоретическими знаниями (имеет представление о методике выполнения практических навыков, показаниях и противопоказаниях, возможных осложнениях при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативах результатов исследований, правилах оформления типовой медицинской документации и др.) и демонстрирует выполнение практических навыков, допуская при этом некоторые ошибки, которые может исправить при коррекции их преподавателем;

«неудовлетворительно» – если студент не обладает достаточными теоретическими знаниями (не знает методику выполнения практических навыков, показания и противопоказания, возможные осложнения при диагностических исследованиях и лечебных процедурах, нормативы результатов исследований, правила оформления типовой медицинской документации и др.) и/или не может самостоятельно продемонстрировать выполнение практических навыков или выполняет их, допуская грубые принципиальные ошибки.

studfiles.net

Взятие мазка из зева и носа для бактериологического исследования

Цель: диагностическая.

Показания:

1. По назначению врача.

2 . При подозрении на инфекционное заболевание (ангина, дифтерия).

3. При обследовании декретированных групп.

Противопоказания: нет.

Подготовить:

1.Две стерильные пробирки с тампоном и метками «3» и «Н».

2.Стерильный шпатель.

3.Стерильные перчатки, маску.

4. Направление в лабораторию.

5. Лампу.

6. Штатив для пробирок.

7. Ёмкости с дезинфицирующим раствором.

8.Направление.

Подготовка пациента:

1.Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход исследования, получить согласие на проведение манипуляции.

2.Усадить пациента лицом к источнику света.

3. Попросить пациента сдвинуть обе ноги в сторону.

Техника выполнения:

I. Взятие мазка из зева.

1.Провести гигиеническую обработку рук.

Надеть маску и стерильные перчатки.

3.Сесть напротив пациента, достаточно близко, ноги сдвинуть тоже в сторону.

4.Попросить пациента запрокинуть голову и повернуть её в сторону медсестры, широко открыть рот.

5.Взять в левую руку шпатель и пробирку с тампоном и меткой «З», надавить шпателем на язык, но не касаясь корня, а правой рукой извлечь из пробирки стерильный тампон (держась только за пробку) и ввести его в глотку.

6.Осторожно провести тампоном сначала по правой дужке, правой миндалине, далее - по левой миндалине и левой дужке (снимая налёт), не касаясь слизистой оболочки рта и языка.

7.Извлечь тампон из полости рта и осторожно опустить его в стерильную пробирку, не касаясь наружной поверхности пробирки.

  1. 8.Поставить пробирку с тампоном в штатив.

II. Взятие мазка из носа.

1.Взять пробирку с тампоном и меткой «Н» в левую руку и предложить пациенту слегка запрокинуть голову, правой рукой извлечь из пробирки тампон.

2. 1 пальцем левой руки слегка приподнять кончик носа пациента, правой - осторожно, стараясь не касаться наружной поверхности носа, легким вращательным движением ввести тампон в нижний носовой ход с одной, а затем с другой стороны.

3.Извлечь тампон из полости носа и осторожно опустить в пробирку, не касаясь наружной поверхности пробирки

4.Поставить пробирку в штатив.

Последующий уход:

1.Отпустить пациента, обработать рабочее место дезинфицирующим раствором.

2.Провести дезинфекцию шпателя.

3.Снять перчатки и замочить в дезинфицирующем растворе.

4. Провести гигиеническую обработку рук.

5.Оформить направление, в бактериологическую лабораторию.

6.Прикрепить к наружным стенкам маркированных пробирок соответствующие направления.

7.Штатив с пробирками поместить в герметичную ёмкость, отправить в бактериологическую лабораторию.

Возможные осложнения: повреждения слизистой оболочки.

Примечания:

1.Мазок из зева и носа производится натощак.

2.Материал отправляется в лабораторию не позже двух часов с момента взятия мазка.

- спросить пациента о его самочувствии

успокоить пациента, если он испытывает страх перед манипуляцией

-пояснить, что так лучше видно зев пациента и возможные патологические изменения в зеве

-пояснить, что данное положение будет способствовать правильному взятию мазка

-пояснить, что прикосновение к корню языка может вызывать рвотную реакцию у пациента

-попросить пациента сообщить медсестре о неприятных ощущениях (позыв к рвоте, чувство царапания)

-пояснить, что данное положение будет способствовать правильному взятию мазка

studfiles.net


Смотрите также