А вы могли бы маяковский анализ


Анализ стихотворения В.В. Маяковского «А вы могли бы?»

Все произведения Маяковского отличаются прямотой повествования, которая была подогнана под голос самого автора, декламировавшего свои стихотворения. Не много в арсенале автора стихов, наполненных метафорами и образами. Именно таким является произведение «А вы могли бы?».

Лишь несколькими фразами автор переносит читателя в совершенно необыкновенный мир, который он создал сам. Маяковскому невыносимо видеть серую обыденность, и он не может с этим мириться: «Я сразу смазал карту будня». Чтобы внести в жизнь что-то новое, изменить ход вещей, автор готов даже на то, чтобы плеснуть: «краску из стакана». Поэт стремится, во что бы то ни стало внести разнообразие, которого ему так не хватает, а потому он использует все попадающиеся на глаза предметы. Так, на «блюде студня» автор видит «косые скулы океана». Для автора все вещи начинают преображаться, он познает их с новой стороны, восхищаясь своими открытиями и видя прекрасное в обыкновенном. Вдохновение автора приносит в его жизнь ту самую гармонию, за которой он отправился в этот новый неизведанный мир, и теперь Маяковский обращается к каждому: «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?». Восхищает одно только то, что поэт сумел увидеть в грубой конструкции водосточной трубы замысловатый музыкальный инструмент. Но еще больше впечатляет умение автора преображать мир в зависимости от своих исканий и требований, видеть чудеса в неприметных вещах. И своим призывом Маяковский предлагает каждому разрушить стереотипы, оторваться от условностей и попробовать увидеть новое в знакомом. Автор каждому предлагает эту возможность словно дар, при этом он сам надеется таким образом найти того, кто понял бы его.

Произведение довольно яркое, в нем много оптимизма. Однако за ним кроется невыразимое одиночество, которое подтолкнуло автора на поиски чудес вокруг себя, так как рядом нет никого, возле кого хотелось бы неотрывно находиться. Здесь открывается проблематика произведения – с одной стороны необыкновенная способность становиться счастливее от созерцания мелочей, и одиночество, отсутствие сродненной души, из-за чего автору и приходится искать призрачные образы – с другой. Тем не менее, автор не выражает отчаяния, и делиться радостью созерцания со всеми вокруг, надеясь, что это принесет гармонию и оптимизм в повседневную жизнь. Маяковский предлагает это так просто, словно уверен, что все, кто услышит его призыв, обязательно поймут его мысли.

lib.repetitors.eu

Анализ «А вы могли бы?» Маяковский

   Творчество Владимира Маяковского до сих пор вызывает много споров. Будут ли грядущие поколения читать Маяковского или не будут? Настоящий он поэт или нет? Искренне ли он писал о Ленине или наводил «хрестоматийный глянец»? Наверное, каждый, кто знаком с поэзией этого страстного человека, тонкого лирика и при этом «грубого гунна»,  нашел для себя ответы на интересующие его вопросы. Бесспорно только одно: это талантливый человек, а его имя - одно из ярчайших имен в литературе ХХ века.

Современники Владимира Маяковского Борис Пастернак и Николай Асеев считали, что лирический герой его ранней лирики похож на подростка. Можно соглашаться или нет, но именно жажда впечатлений, стремление к самовыражению, бескомпромиссность, некий нигилизм и стремление бросить вызов окружающей серой действительности сближают героя с любым, даже современным, подростком. К тому же герой готов все отдать «за одно только слово, ласковое, человечье», отсюда – тоска, мечта, но и некоторая озлобленность.

Именно жажда преображения и вызов звучат в одном из ранних произведений – стихотворении 1913 года «А вы могли бы?», об анализе которого и пойдет речь далее. Уже само название – дерзкий вызов. Кому? Взрослым, привыкшим к обыденности окружающего мира? Литераторам, пишущим о вечном? А может, географам, которые еще не все открыли на земном шаре. Ведь начинается стихотворение удивительными строчками:

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана…

О какой карте идет речь? Конечно же, о географической! Именно пятно краски, появившееся на карте, дает возможность представить, как появляется новое государство, в котором возникает абсолютно другая реальность. Там на блюде студня можно увидеть «косые скулы океана», а «на чешуе жестяной рыбы» можно прочесть «зовы новых губ». Только человек с романтическим мировосприятием может все это заметить и облечь в словесную форму.

Но подобное стремление создавать другую реальность, наверное, больше свойственно ребенку. Герой же, скорее, стремится имеющуюся реальность подстроить под себя. Не случайно он говорит: «Я сразу смазал карту будня…», то есть изменил окружающую действительность.  Слово «будни» имеет форму только множественного числа. Использование же автором стихотворения формы единственного числа – «будня» - подчеркивает, что такая картина может возникнуть в восприятии героя только однажды, только сегодня. Наступит другой «будень» - и появится совершенно новая картина мира.

Удивительно и то, что в эту игру герой пытается вовлечь окружающих. Без всякого пренебрежения, а скорее, с задором, возникающим тогда, когда идет соревнование, герой восклицает:

А вы ноктюрн сыграть могли бы

на флейте водосточных труб?

Дескать, а вам слабо? Слабо сделать то, чего еще не приходилось делать в своей жизни? Слабо на миг забыть о том, что ты взрослый серьезный человек? Конечно, каждый читатель воспринимает это призыв по-своему? Но любой хоть на миг испытает чувство, которое переживает участник соревнования. Стремление сделать что-то такое, чего еще никому не удавалось сделать.

Многие критики отмечали, что в ранней лирике Маяковского его метафоры необычны, их трудно представить. Действительно, если метафора основана на переносном значении по сходству, то у Маяковского, скорее, сходства вообще нет. Ведь только он смог увидеть «в чешуе жестяной рыбы зовы новых губ», а в верхнем слое жира на блюде студня «косые скулы океана». Такое видение мира частично можно объяснить близостью к футуризму, который искал новые способы и формы самовыражения. Однако Борис Пастернак писал: «Это была поэзия мастерски вылепленная, горделивая, демократическая и в то же время безмерно обреченная, гибнущая, почти зовущая на помощь».

С этими словами трудно не согласиться: уже через год появятся стихотворения «Адище города», «Нате!», «Вам!», в которых герой будет страдать от непонимания окружающих. Но это будет позже.  А вот это раннее стихотворение «А вы могли бы?» оставляет у каждого ценителя поэзии очень светлое романтическое чувство.

libaid.ru

Анализ стихотворения Маяковского: а вы могли бы?

Лирический герой этого стихотворения одинок, он страдает от непонимания окружающих его людей, тоскует по другой живой человеческой душе, его удручает однообразие, обыденность мысли. Обычный человек, глядя на водосточную трубу, видит в ней всего лишь уродливо изогнутую конструкцию из металла, имеющую утилитарное назначение. Но лишь поэту в любой вещи, в любой житейской мелочи видится необычное: водосток кажется похожим на флейту, мир – на старую жестяную рыбу или на студень. В отличие от очень многих, поэт воспринимает простую водосточную трубу как изысканный музыкальный инструмент, он слышит «зовы новых губ», то есть новые идеи, новых людей. «И только в великой тоске, будучи лишенным не только океана и любимых уст, но и других, более необходимых вещей, можно заменить океан – для себя и читателей – видом дрожащего студня...», – писал А. Платонов. Платонову с его постоянными мучительными поисками смысла жизни, «вещества существования», с его мечтой о человечности и душевности это стихотворение Маяковского оказалось особенно близким.

Лирический герой Маяковского – бунтарь. Он не мирится с серостью и пошлостью, бездуховностью и унылостью, бросает вызов миру, и ему многое удается изменить: «Я сразу смазал карту будня». «Карта будня» здесь выражает схематичность, упорядоченность, строгую расчисленность (некое расписание) хода жизни. На этой карте пятно выплеснутой краски как бы образует новый, неведомый «материк». Вместе с тем, целый ряд образов стихотворения «А вы могли бы?» («из стакана» – «на блюде студня» – «на чешуе жестяной рыбы») актуализирует в сознании читателя то значение существительного «карта», которое в словаре В.И. Даля приводится после карты географической и перед картой игральной: «Список кушаньям, роспись блюдам. Обед по карте». Во многих произведениях раннего Маяковского едящие люди описываются дотошно и с ненавистью (наблюдение О. Лекманова). Замечательно, что герой стихотворения воспринимает себя равновеликим целому миру, недаром стихотворение открывается лирическим «я» поэта, а слова, находящиеся в начале или в конце строки, уже в силу своего положения звучат по-особому. Ярким пятном лирический герой врывается в серость мира, выплескивая на него краску искренних чувств. Он «показал на блюде студня косые скулы океана». Казалось бы, это предложение бессмысленное. Действительно, что такое здесь это «блюдо студня»? Вне контекста стихотворения – закусочное блюдо, но в данном случае – это метафора, обозначающая нечто мутное, дряблое, тающее, скользкое, прозаическое, противопоставленное океану. Соседство (сравнение) с «блюдом студня» особенно ярко подчеркивает поэтичность, великолепие, величественность, энергию «океана» с его «косыми скулами» («косыми скулами» в реальном плане могут выступать и океанические волны, в метафорическом же смысле «косые скулы» – это знак собранности, твердости, мужественности, в отличие от аморфности «студня»). Слова в стихотворении, будучи соединенными особым образом, представляют собой как бы новое слово со своим новым значением, и это новое метафорическое значение необыкновенно расширяет семантику стиха.

И вот уже герой не ощущает себя одиноким. В «жестяной рыбе», то есть в холодном, жестоком, механическом мире ему видятся люди, солидарные с ним, герой читает «зовы новых губ». Зарождается чувство единства и, главное, надежда. Надежда на то, что на зов поэта откликнется родственная душа, что в душе обычного человека зазвучат лириче- ские струны. Теоретически при прочтении последней фразы «А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?» возможна двоякая интонация: интонация вопросительная, с упреком другим, с акцентированием своего собственного превосходства над другими, и интонация вопросительная с надеждой на то, что и другие смогут сыграть ноктюрн на водосточной трубе. Однако название стихотворения подчеркивает, что стихотворение написано именно как обращение к другим с мечтой, мольбой об отклике, о понимании. К тому же местоимение «я», при всей масштабности лирического героя, не выделено в отдельную строку, а «вы» занимает отдельную строку, акцентируется.

www.zamnoy.com

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Тема урока. Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Цели урока:

образовательная: дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»;

развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; Работать над выразительностью речи учащихся;

воспитательная: прививать интерес к русской литературе, создавать ситуацию успеха на уроке.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Сборники стихов В.Маяковского

2. План анализа поэтического произведения (в рабочих тетрадях по литературе)

3.Таблица на экране (или в тетрадях учащихся) «Выразительные средства языка»

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос по материалу домашнего задания. Ответить на вопросы.

- Почему В.Маяковский не старался писать нежных, сентиментальных стихов? Как он объяснил, почему его «стихи грубы»?

- Как соотносятся с личностью поэта данные предметы? (показываю кисть, краски – поэт; яйцо – толчок к поступлению в училище живописи, ваяния и зодчества;

подстаканник – много ездил, в том числе и по железной дороге, а подавать чай в стаканах с подстаканниками в поезде – своеобразный дорожный ритуал; медицинская банка – тяжело заболел, лишился голоса).

- Каким вам запомнился В.Маяковский?

- Какой из эпизодов его жизни показался вам наиболее интересным, важным для понимания особенностей характера, личности поэта?

- Какие зрительные образы вы взяли за основу логико-смысловых моделей?

III. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы знакомимся с ранними стихотворениями В.Маяковского. Наша задача – понять стилевое, художественное своеобразие поэта. Мы заострим внимание на периоде с 1912 – 1917год.

- Какой это был период для поэта? (увлечение футуризмом)

- А в истории нашей страны? (Первая Мировая война, приближение февральской буржуазной революции)

Уже в первых стихотворениях, которые начинают появляться в печати в 1912 году, В Маяковский заявляет о себе как о незаурядном поэте, не похожем на других. Стиль его нельзя спутать ни с чьим другим.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?» Давайте вместе проанализируем его.

- С чего мы начинаем анализ? (см. план анализа стихотворения) (с выразительного чтения).

Послушаем, как звучит стихотворение в исполнении артиста. Обратите внимание на слова с логическим ударением. (Слушаем аудиозапись стихотворения). Прослушали? Теперь прочитайте самостоятельно еще раз..

- Правильно выстраиваем словесные ряды (У доски работает ученица, остальные в тетради)

А)Стакана, на блюде студня, жестяной рыбы, водосточных труб

Б)Смазал краску будняя, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть ..на флейте

Словарная работа. Объясните значение слов студень, ноктюрн, флейта

-Сравните записанные ряды. Обратите внимание на характер лексики.

- Какая она в первой строке? (Обычная, обыденная, привычная)

- Какую жизнь отражает? ( Прозаическую, пошлую – весь интерес в блюде студня)

- Какая лексика во второй строке? Что она отражает? ( Отражает возвышенное, устремленность мечты к «океану» жизни, желание ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб)

- Определите смысловые центры («ВЫ – Я»)

- Сравните их и сформулируйте тему. (Противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы)

- Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут)

- Какие проблемы в связи с темой возникают? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей).

- К какому выводу приходит поэт? ( Не ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана).

- Определите композицию и ее роль в решении темы. (Стихотворение делится на две части: первая – «Я», вторая – «ВЫ», композиция разделяет смысловые центры по полюсам).

- Примирение возможно? (Нет).

- Какая из частей больше? Почему? (Поэтическое «Я» занимает основное место – ему дано больше возможностей и способностей, чем другим. Поэт бунтует против мещанской обыденности. А «ВЫ» - это те, кто никогда не сможет понять поэта, не увидит косые скулы океана, для них никогда не запоют водосточные трубы, подобно флейте).

- Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте. Какие тропы вы можете назвать? (Метафоры – карта будняя, скулы океана, флейта водосточных труб – помогают образно представить возможности лирического героя).

- Какие стилистические фигуры вы заметили? (Сквозная фигура – антитеза, по принципу контраста построена композиция, анафора – 1-3 строки начинаются с «Я» - акцентируется смысловой центр, параллелизм – одинаково построены предложения, риторический вопрос «А вы могли бы?» звучит вначале (название) и в конце, заставляя задуматься читателя, кто он, с кем он, на что он способен, во второй части есть инверсия).

- Определите стихотворный размер, характер рифмовки. ( Ямб 4-стопный, в 3 строке – пиррихий, рифмы перекрёстные, в основном женские, кроме «ГУБ - ТРУБ» - мужская рифма).

- Сформулируйте идею стихотворения. (Протест против мещанского мира, призыв – не погрязнуть в блюде со студнем а стремиться к океану жизни).

- Чьи традиции продолжает Маяковский в этом стихотворении? (Противопоставление поэта и толпы у А.Пушкина и М.Лермонтова).

- Как по-своему поэт решает тему? (В иных временных рамках, но проблемы остаются те же).

- В каких строчках чувствуется отпечаток футуризма? («ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ» - нет формы множественного числа).

- В чем выражается противоречивость Маяковского-футуриста? (Он разрабатывает классическую тему, хотя футуристы отрицали классическое искусство, поэзию Пушкина и т.д.).

Действительно, Владимир Маяковский так талантлив, что не вписывается в тесные рамки футуризма.

- Определите, в чем неповторимость стиля Маяковского? Почему его стих узнаваем? (В данном стихотворении смелые метафоры, непривычные, парадоксальные – ФЛЕЙТА ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ, ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ).

IV. Обобщение темы.

Итак, ребята, обобщим все сказанное. Что же характерно для тематики, художественного своеобразия раннего Маяковского? ( Намечается конфликт со средой, поэт – это бунтарь, как и все футуристы).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. По данному плану проанализировать одно из ранних стихотворений В.Маяковского: «Нате», «Вам» и другие

infourok.ru


Смотрите также