А вы могли бы маяковский анализ стихотворения


Анализ стихотворения В. Маяковского «А вы могли бы?»

При первом прочтении стихотворения обращаешь внимание на то, что оно проникнуто настроением подъёма, жизненной силы и мощи: герой способен на всё, он первооткрыватель, он всемогущ и всесилен. Он «смазал» одним движением всё рутинное, привычное, сонное и скучное. «Карта будня» — это метафора, которая воплощает в себе обыденность.

Герой не хочет с ней мириться: «плеснувши краску из стакана», он преображает реальность. В этом и состоит его задача как художника. Он призван бороться со всем, что прочно вошло в быт и сознание человека, он должен открыть людям глаза, показать им прекрасное. Потому и противопоставляется «блюдо студня» (застывшая жизнь обывателя) «косым скулам океана» (свободе и творчеству).

Ведь не зря море в поэзии всегда было символом освобождения, изменчивости, неподвластности. Об этом писал ещё Пушкин. Несмотря на то, что Маяковский скептически относился к поэтам-классикам, в этом стихотворении он продолжает традиции Пушкина, противопоставляя свободную и непокорную морскую стихию земле.

Герой противопоставляет себя всем окружающим. Как любой человек, который привносит новое, он обречён на непонимание. Но его одиночество не продлится долго, потому что он уже читает «зовы новых губ». Значит, его труд не останется напрасным, из жестяной чешуи выйдут единомышленники, способные, как и он, беспорядочно разлить поэтическую палитру на серость и упорядоченность современной ему жизни. Это вызов всему старому и отжившему.

Провокационный вопрос заключён уже в названии стихотворения. Поэт может сыграть ноктюрн даже на водосточной трубе, потому что видит в ней не просто полезную в быту конструкцию, а «флейту». Таким образом, заканчивая стихотворение вопросительным предложением, лирический герой не только показывает разницу между собой и другими, но и как будто зовёт читателя за собой, предлагает ему испытать свои силы, проверить себя на способность видеть и чувствовать этот мир иначе.

(5 votes, average: 4,80 out of 5)

school-essay.ru

Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Тема урока. Ранняя лирика В.В.Маяковского. Анализ стихотворения «А вы могли бы?»

Цели урока:

образовательная: дать представление об идейно-художественном своеобразии ранней лирики В.Маяковского на примере стихотворения «А вы могли бы?»;

развивающая: продолжить работу по формированию у учащихся навыков самостоятельного анализа поэтических произведений; Работать над выразительностью речи учащихся;

воспитательная: прививать интерес к русской литературе, создавать ситуацию успеха на уроке.

Форма урока: комбинированный урок

Оборудование урока:

1.Сборники стихов В.Маяковского

2. План анализа поэтического произведения (в рабочих тетрадях по литературе)

3.Таблица на экране (или в тетрадях учащихся) «Выразительные средства языка»

Ход урока

I. Организационный момент.

II.Опрос по материалу домашнего задания. Ответить на вопросы.

- Почему В.Маяковский не старался писать нежных, сентиментальных стихов? Как он объяснил, почему его «стихи грубы»?

- Как соотносятся с личностью поэта данные предметы? (показываю кисть, краски – поэт; яйцо – толчок к поступлению в училище живописи, ваяния и зодчества;

подстаканник – много ездил, в том числе и по железной дороге, а подавать чай в стаканах с подстаканниками в поезде – своеобразный дорожный ритуал; медицинская банка – тяжело заболел, лишился голоса).

- Каким вам запомнился В.Маяковский?

- Какой из эпизодов его жизни показался вам наиболее интересным, важным для понимания особенностей характера, личности поэта?

- Какие зрительные образы вы взяли за основу логико-смысловых моделей?

III. Работа по теме урока

Ребята, сегодня мы знакомимся с ранними стихотворениями В.Маяковского. Наша задача – понять стилевое, художественное своеобразие поэта. Мы заострим внимание на периоде с 1912 – 1917год.

- Какой это был период для поэта? (увлечение футуризмом)

- А в истории нашей страны? (Первая Мировая война, приближение февральской буржуазной революции)

Уже в первых стихотворениях, которые начинают появляться в печати в 1912 году, В Маяковский заявляет о себе как о незаурядном поэте, не похожем на других. Стиль его нельзя спутать ни с чьим другим.

Откройте стихотворение «А вы могли бы?» Давайте вместе проанализируем его.

- С чего мы начинаем анализ? (см. план анализа стихотворения) (с выразительного чтения).

Послушаем, как звучит стихотворение в исполнении артиста. Обратите внимание на слова с логическим ударением. (Слушаем аудиозапись стихотворения). Прослушали? Теперь прочитайте самостоятельно еще раз..

- Правильно выстраиваем словесные ряды (У доски работает ученица, остальные в тетради)

А)Стакана, на блюде студня, жестяной рыбы, водосточных труб

Б)Смазал краску будняя, косые скулы океана, на чешуе…рыбы, зовы новых губ, ноктюрн сыграть ..на флейте

Словарная работа. Объясните значение слов студень, ноктюрн, флейта

-Сравните записанные ряды. Обратите внимание на характер лексики.

- Какая она в первой строке? (Обычная, обыденная, привычная)

- Какую жизнь отражает? ( Прозаическую, пошлую – весь интерес в блюде студня)

- Какая лексика во второй строке? Что она отражает? ( Отражает возвышенное, устремленность мечты к «океану» жизни, желание ноктюрн сыграть на флейте водосточных труб)

- Определите смысловые центры («ВЫ – Я»)

- Сравните их и сформулируйте тему. (Противопоставление лирического героя и окружающего его мира, поэта и толпы)

- Это противопоставление носит характер резкого конфликта? (Нет. Лирический герой понимает, что чувствует и воспринимает мир тоньше, он способен подняться над мещанством, увидеть «косые скулы океана», а другие не могут)

- Какие проблемы в связи с темой возникают? (Взаимоотношение поэта и окружающих людей, проблема жизненных ценностей).

- К какому выводу приходит поэт? ( Не ограничиваться блюдом студня, стремиться видеть скулы океана).

- Определите композицию и ее роль в решении темы. (Стихотворение делится на две части: первая – «Я», вторая – «ВЫ», композиция разделяет смысловые центры по полюсам).

- Примирение возможно? (Нет).

- Какая из частей больше? Почему? (Поэтическое «Я» занимает основное место – ему дано больше возможностей и способностей, чем другим. Поэт бунтует против мещанской обыденности. А «ВЫ» - это те, кто никогда не сможет понять поэта, не увидит косые скулы океана, для них никогда не запоют водосточные трубы, подобно флейте).

- Найдите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте. Какие тропы вы можете назвать? (Метафоры – карта будняя, скулы океана, флейта водосточных труб – помогают образно представить возможности лирического героя).

- Какие стилистические фигуры вы заметили? (Сквозная фигура – антитеза, по принципу контраста построена композиция, анафора – 1-3 строки начинаются с «Я» - акцентируется смысловой центр, параллелизм – одинаково построены предложения, риторический вопрос «А вы могли бы?» звучит вначале (название) и в конце, заставляя задуматься читателя, кто он, с кем он, на что он способен, во второй части есть инверсия).

- Определите стихотворный размер, характер рифмовки. ( Ямб 4-стопный, в 3 строке – пиррихий, рифмы перекрёстные, в основном женские, кроме «ГУБ - ТРУБ» - мужская рифма).

- Сформулируйте идею стихотворения. (Протест против мещанского мира, призыв – не погрязнуть в блюде со студнем а стремиться к океану жизни).

- Чьи традиции продолжает Маяковский в этом стихотворении? (Противопоставление поэта и толпы у А.Пушкина и М.Лермонтова).

- Как по-своему поэт решает тему? (В иных временных рамках, но проблемы остаются те же).

- В каких строчках чувствуется отпечаток футуризма? («ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ» - нет формы множественного числа).

- В чем выражается противоречивость Маяковского-футуриста? (Он разрабатывает классическую тему, хотя футуристы отрицали классическое искусство, поэзию Пушкина и т.д.).

Действительно, Владимир Маяковский так талантлив, что не вписывается в тесные рамки футуризма.

- Определите, в чем неповторимость стиля Маяковского? Почему его стих узнаваем? (В данном стихотворении смелые метафоры, непривычные, парадоксальные – ФЛЕЙТА ВОДОСТОЧНЫХ ТРУБ, ЗОВЫ НОВЫХ ГУБ).

IV. Обобщение темы.

Итак, ребята, обобщим все сказанное. Что же характерно для тематики, художественного своеобразия раннего Маяковского? ( Намечается конфликт со средой, поэт – это бунтарь, как и все футуристы).

V. Подведение итогов урока. Оценивание.

VI. Домашнее задание. По данному плану проанализировать одно из ранних стихотворений В.Маяковского: «Нате», «Вам» и другие

infourok.ru

Анализ стихотворения В.В. Маяковского «А вы могли бы?»

Стихотворение «А вы могли бы?» написано автором в 1913 году. Маяковскому как всегда чужды традиционные формы поэзии. Он – новатор. Это показывает и анализ стихотворения А вы могли бы? Эксперименты в выражении своих чувств в стихотворении это свойственно автору. В обычных повседневных предметах герой видит все то яркое, чего не видит обыватель. Герой противопоставляет себя серости, окружающей его. На этом этапе поэт только намечает противопоставление себя массам. Тем, кому никогда не увидеть « на блюде студня» «косых скул океана». Мир представляется Маяковскому так же в виде студня – чего-то мутного, серого и дряблого. И только он видит в этом студне все чудеса природы, незамеченные другими.

Герой одинок и он страдает. Его не понимают окружающие его люди. Они погружены в серые будни и не способны разделить с ним все то, что поэт видит в этом мире своим нетривиальным взглядом. Однообразие, царящее в душах представителей толпы, удручает его. Сравнения простых предметов с чем-то поэтическим – это то, что недоступно «серой» массе. Водосточная труба представляется поэту флейтой, и он страдает от того, что больше никто этого не видит. Весь мир для него видится в студне, все его краски, огромные просторы.

Лирический герой Маяковского не желает мириться с серостью и пошлостью вокруг. «Карта мира» такая однообразная, схематичная, упорядоченная была смазана выплеснутой краской эмоций поэта.

Надежду поэтому на единомыслие дарят « зовы новых губ», которые все-таки просматриваются среди иного прочего. Маяковский надеется найти понимание в ком-то, обрести родственную душу.

Последняя фраза может иметь двоякий смысл. Либо наш герой свысока своего мировосприятия упрекает обывателя в том, что он неспособен видеть то тонкое и изящное в грубом и сером. Либо он спрашивает, в надежде услышать положительный ответ от близкого ему по духу человека.

Как показывает анализ стихотворения А вы могли бы?, герой противопоставляет себя целому миру и сам представляет собой целый мир, но иной. Этот другой мир наполнен красками и эмоциями. Он далек от грубости того окружения, которому свойственны потребительские черты. Недаром во многих своих произведениях Маяковский с пренебрежением и даже с ненавистью описывает людей, которые едят. Это самый яркий пример потребления и говорящий о многом.

Используя простые слова в непростых нетипичных сочетаниях, Маяковский дарит им новый смысл, наполняет другими эмоциями.

.

Если вы ищите где найти или скачать Анализ стихотворения В.В. Маяковского «А вы могли бы?», то Вам точно к нам!

cwetochki.ru

Анализ стихотворения Маяковского «А вы могли бы?»

Поэзия Владимира Маяковского отличается особой резкостью и прямотой. Однако в литературном наследии этого автора порой встречаются произведения, обладающие удивительной образностью, метафоричностью и не лишенные своеобразной романтики. К ним, в частности, относится стихотворение «А вы могли бы?», написанное в 1913 году и передающее особое, беззаботное и приподнятое настроение автора.

В нескольких емких фразах Владимир Маяковский обрисовывает серую и будничную картину обычной трапезы с классическим набором блюд. Однако словно бы по волшебству она преображается, так как поэт в состоянии увидеть в банальном студне «косые скулы океана». Его желание приукрасить мир настолько велико, что в ход идут всевозможные предметы, которые находятся под рукой.

Так, поддавшись романтическому настроению, поэт с первой же строчки заявляет о том, что он «сразу смазал карту будня», намекая на то, что его раздражает обыденность во всем, даже если речь идет об обычном обеде. Далее поэт позволяет себе явно хулиганскую выходку, «плеснувши краску из стакана». Пролитый напиток позволяет Владимиру Маяковскому если и не преобразить окружающий его мир, то хотя бы внести в него некоторые изменения, оживить унылый застольный пейзаж и попытаться найти в нем крупицы радости, праздника, некоего волшебного очарования.

Его романтический порыв настолько стремителен и увлекателен, что даже в обычной рыбьей чешуе поэт видит «зовы новых губ». Каждая вещь и каждое блюдо буквально преображаются под взглядом автора, приобретая новый смысл и раскрывая свои тайны. И в этом стремительном постижении нового, еще неизведанного мира, который скрывается под маской серости и безразличия, Владимир Маяковский видит удивительную гармонию, которая наполняет его сердце радостью и неким детским восторгом. Поэтому неудивительно, что в порыве вдохновения он обращается к неизвестному собеседнику, а, точнее, ко всем читателям с вопросом о том, смогли бы они сыграть ноктюрн на «флейте водосточных труб»?

Сам по себе вопрос звучит весьма поэтично, возвышенно и романтично. Однако автор убежден, что окружающие его люди поймут, о чем идет речь. Ведь достаточно лишь присмотреться повнимательнее к окружающим нас предметам, чтобы увидеть в них таинственное очарование. Главное, захотеть в душе преобразить этот серый и ничем не приметный мир, состоящий из банальностей и условностей. И именно это предлагает сделать поэт в надежде на то, что таким образом он сможет обрести единомышленников, которые, как он предполагает, по достоинству оценят тот удивительный дар, который он бросает к их ногам. Он заключается в умении преображать мир в соответствии со своими желаниями и ощущениями, видеть не только внешнюю оболочку вещей, но и их суть, разгадывать их тайны и читать их, словно увлекательную книгу.

Однако, несмотря на то, что стихотворение «А вы могли бы?» написано в очень возвышенном мажорном ключе, в ярких и образных фразах сквозит одиночество, от которого страдает поэт. Он не может найти понимания среди людей, которые его окружают, поэтому придумывает себе забаву в виде поиска несуществующих образов. Облаченные в поэтические строки, они становятся доступны каждому из нас и словно бы сближают с поэтом, вызывая некоторое удивление. Ведь вряд ли кому-то в повседневной суете придет в голову идея искать среди обычного и прозаического нечто возвышенное и романтическое. Однако Владимир Маяковский заставляет пересмотреть свое отношение к мелочам, что позволяет стать людям более счастливыми, добрыми и оптимистичными.

liricon.ru


Смотрите также